Париж — Рубе» (фр. Paris–Roubaix) — профессиональная однодневная велогонка.
Среди однодневок гонка «Париж — Рубе» является третьей старейшей (после бельгийской Льеж — Бастонь — Льеж и интернациональной Париж — Брюссель) среди проводимых и одной из наиболее престижных. За победу в рейтинг UCI World Ranking гонщику начисляется 100 баллов, тогда как за победу на этапе гонки «Тур-де-Франс» победитель получает 20 баллов.
Париж-Рубэ часто сравнивают с Туром Фландрии, и две эти гонки в календаре идут рука об руку, но они вовсе не идентичны, и каждая из них прекрасна и ужасна по-своему. Однако именно Париж-Рубэ считается самой сложной классикой, иначе откуда тогда ее второе название – Северный ад? К тому же французская гонка старше своей бельгийской соседки и более консервативна. Последний аргумент на этот раз имеет особый вес, ведь маршрут Тура Фландрии претерпел неоднозначные изменения, которыми далеко не все довольны и которые как раз попрали многолетние традиции, в то время как организаторам Париж-Рубэ удалось спасти свой самый знаковый участок маршрута – Аренбергский лес, хотя он также был под угрозой исключения. И можно без преувеличений сказать, что Париж-Рубэ – это единственный на сегодняшний день осколок того велоспорта, каким он был век назад, о котором мы с таким интересом читаем и даже иногда грустим. Дороги Северного ада как будто уводят нас в прошлое, приоткрывают завесу десятилетий, и перед нами предстает суть того самого, классического, истинного велоспорта, - выживание.
Велогонка проводится с 1896 года в начале апреля, до 1967 года маршрут соответствовал названию: старт в Париже, финиш в Рубе. С 1968 года гонка стартует в Компьене в 60 км к северо-востоку от центра Парижа, но сохраняет традиционное наименование. Велогонка не проводилась в 1915—1918 годах из-за Первой мировой войны, в 1940—1942 годах — из-за Второй мировой.
13 апреля в 112-й раз стартует одна из самых знаменитых и любимых классик-монументов велоспорта – Париж-Рубэ (Paris-Roubaix). 257 км дистанции с 28 участками брусчатки и финишем на знаменитом велодроме в Рубэ - это «Северный Ад», в который добровольно отправляются 200 велогонщиков. Каждый год организаторы меняют количество и порядок расположения секций брусчатки – все они имеют свою категорию сложности, зависящую от типа «укладки» брусчатки и протяжённости.
Да, на Париж-Рубэ отсутствуют подъёмы, но борьба на брусчаточных секциях проходит не менее остро. Когда-то знаменитый французский гонщик Анри Пелиссье назвал Париж-Рубэ не гонкой, а паломничеством. Французский журналист Ги Ладорк как-то сказал, что Париж-Рубэ «начинается как вечеринка, а заканчивается как страшный сон». Современная классика сохранила свою специфику и уникальность, даря победителю не просто приз – а булыжник, символ стойкости, упорства и силы.
Можно также сказать, что булыжник – и символ удачи, потому что именно эти камни, которые когда-то не считались чем-то особенным, сделали гонку такой, какой мы её знаем сейчас. Гонка помогла сохраниться уникальным участкам дороги, а брусчатка помогла сохранить индивидуальность гонки. Каждый год «Общество друзей Париж-Рубэ» (Les Amis de Paris Roubaix) с любовью и усердием восстанавливает утраченные участки мощёных дорог. Булыжник в качестве приза стал вручаться победителю в 1977 году, а сами булыжники едва не исчезли в 1965, когда местные органы власти стали повсюду заменять вымощенные булыжником дороги асфальтом. Тогда-то энтузиасты, влюблённые в гонку болельщики, решили оберегать и восстанавливать уникальные секции мощёных дорог. В этом году организаторы Париж-Рубэ посчитали количество брусчатки на секциях гонки - 5 886 720 камней.
В этом году гонщикам предстоит преодолеть 28 секций. Интересно, что за последние 15 лет чаще всего победители Париж-Рубэ атаковали на Каррефур де л’Арбр (Carrefour de l’Arbre),знаменитом участке, расположенном за 18 км до финиша – Петер ван Петегем в 2003, Магнус Бакстедт в 2004, Том Боонен в 2005 и 2009, Фабиан Канчеллара в 2006, Йохан Ван Зуммерен в 2011.
Каррефур де л’Арбр чаще всего становилась местом решающих атак, так как это последняя из самых сложных секций, после которой идут лишь участки небольшой степени сложности.
Но были и более ранние успешные атаки – в 2008 Том Боонен атаковал за 36 км до финиша, в 2012 он же провёл успешную атаку участке Оши-лез-Орши (Auchy lez Orchies) за 53 км до финиша, Фабиан Канчеллара в 2010 атаковал за 49 км до финиша. Самая протяжённая секция брусчатки – Мон-ан-Певеле (Mons-en-Pévèle) за 50 км до финиша, именно перед ней в 2010 Фабиан Канчеллара начал свою победную атаку, там же Том Боонен в одиночку уехал к своей победе в 2012.
Общая протяжённость секций брусчатки в этом году составит 51,1 км.
Не забудем, что часть секций брусчатки, которые гонщики будут проезжать на Париж-Рубэ, в скором будущем придётся проехать участникам Тур де Франс, на 5-м этапе. Правда, проходить их будут в обратном направлении.
Участки брусчатки Паржи-Рубэ-2014:
28 Troisvilles на 97,5 км/ за 159,5 км до финиша, протяжённость 2200 м ***
27 Viesly 104,0 / 153,0км 1800 м ***
26 Quiévy -Python 106,5 / 150,5 км 3700 м ****
25 Saint-Python 111,0 / 146,0км 1500 м **
24 Solesmes 119,5 / 137,5 км 800 м **
23 Saulzoir -Maugré 126,0 / 131,0 км 1200 м **
22 Verchain-Maugré 130,5 / 126,5 км 1600 м ***
21 Quérénaing - Famars 135,0 / 122,0км 1200 м **
20 Monchaux-sur-Écaillon 140,5 / 116,5км 1600 м ***
19 Haveluy 153,0 / 104,0км 2500 м ****
18 Trouée d'Arenberg 161,5 / 95,5 км 2400 м *****
17 Wallers - Hélesmes 167,5 / 89,5 км 1600 м ***
16 Hornaing 174,5 / 82,5 км 3700 м ****
15 Warlaing - Brillon 182,0 / 75,0км 2400 м ***
14 Tilloy - Sars-et-Rosières 185,0 / 72,0 км 2400 м ****
13 Beuvry-la-Forêt - Orchies 191,5 / 65,5 км 1400 м ***
12 Orchies 196,5 / 60,5 км 1700 м ***
11 Auchy-lez-Orchies - Bersée 202,5 / 54,5 км 2700 м ****
10 Mons-en-Pévèle 208,0 / 49,0км 3000 м *****
9 Mérignies - Avelin 214,0 / 43,0 км 700 м **
8 Pont-Thibaut 217,5 / 39,5 км 1400 м ***
7 Templeuve - Moulin-de-Vertain 223,5 / 33,5 км 500 м **
6 Cysoing - Bourghelles 230,0 / 27,0 км 1300 м ****
6 Bourghelles - Wannehain 232,5 / 24,5 км 1100 м ***
5 Camphin-en-Pévèle 237,0 / 20,0 км 1800 м ****
4 Carrefour de l’Arbre 240,0 / 17,0 км 2100 м *****
3 Gruson 242,0 / 15,0 км 1100 м **
2 Hem 249,0 / 8,0 км 1400 м **
1 Roubaix 256,0 / 1,0 км 300 м *
Париж-Рубэ – гонка, которая чаще всего покоряется тем, кто выучил каждый булыжник «Северного Ада» наизусть, также победителю должна сопутствовать удача, потому что малейшая ошибка стоит всей гонки, отставание, которое кажется небольшим, может мгновенно превратиться в пропасть.
Главным претендентом на победу в этом году является швейцарец Фабиан Канчеллара (Trek Factory Racing), трёхкратный победитель Париж-Рубэ, который неделю назад стал трёхкратным победителем Тура Фландрии. Сможет ли он второй год подряд сделать дубль – выиграть Тур Фландрии и Париж-Рубэ, стать четырёхкратным победителем «Северного Ада» - вопрос, ответ на который даст только гонка.
На старт Париж-Рубэ выйдет много сильных гонщиков, претендентов на победу, особо следует выделить Тома Боонена (Omega Pharma-Quick Step), который уже является четырёхкратным победителем Париж-Рубэ. Но у бельгийского гонщика сложная ситуация – победу на Туре Фландрии он одержать не смог, весенние классики, которые являлись главной целью, прошли не так, как хотелось. С одной гонки-монумента Боонен снялся по личным причинам, на второй не смог попасть на подиум, и теперь Париж-Рубэ – единственный шанс исправить ситуацию. Но не станет ли необходимость победы давлением, которое ему помешает, удовлетворится ли Боонен ролью помощника, если, например, Ники Терпстра, занявший в прошлом году 3-е место, или Зденек Штыбар (занял в прошлом году 6-е место), или Стейн Ванденберг, окажутся впереди, также покажет гонка.
Еще один претендент, у которого сезон классик не складывается удачно - Петер Саган (Cannondale). Он «провалил» Тур Фландрии, но у него есть победа на E3 Harelbeke и подиум на Гент-Вевельгем, хотя для амбициозного словацкого гонщика этого явно не достаточно. С уверенностью говорить о шансах Сагана нельзя, потому что, в отличие от Боонена или Терпстры, он ни разу не приезжал на финиш в Рубэ в числе первых. Так, в 2010 Петер Саган не финишировал на гонке, в 2011 приехал 86-м, а в 2012 и 2013 он пропустил Париж-Рубэ.
Среди гонщиков, которые будут бороться за победу или за высокие места также можно назвать Сепа Ванмарке (Belkin), призёра прошлого года, Александра Кристоффа (9-е место в 2013) и Луку Паолини (11-й в 2012) («Катюша»).
Победитель 2011 года Йохан Ванзуммерен, надежда команды Garmin-Sharp на гонку, после столкновения с болельщицей на Туре Фландрии сначала отказался стартовать на Париж-Рубэ, потому что не мог оправиться от шока, что из-за него серьёзно пострадала женщина. Но потом Ванзуммерен подтвердил, что всё-таки намерен выйти на старт.
Грег Ван Авермат (BMC), занявший на Туре Фландрии 2-е место, находится в отличной форме и вполне может занять высокое место, тем более, что год назад он финишировал на Париж-Рубэ 4-м. В команде BMC есть и другие сильные гонщики, ставящие целью Париж-Рубэ - это Тэйлор Финни, дважды выигрывавший андеровскую версию гонки в 2009 и 2010, а также Тор Хушовд, занимавший призовые места в 2009 и 2010.
Также за высокие места на Париж-Рубэ смогут бороться Эдвальд Боассон Хаген, Герант Томас и Брэдли Уиггинс (Sky), Бьорн Лёйкманс (Wanty-Groupe Gobert), Борут Божич (Astana), Филиппо Поццато (Lampre-Merida) и другие.