Методика тестирования цепей

Железные вопросы

Модераторы: Borisovich:), Gorian, scourge

Методика тестирования цепей

Сообщение yurik » 26 янв 2012, 15:42

У меня есть доступ к измерителю HRC (твердость металлов по Роквеллу).

Выборочно померяв звезды разных кассет, я увидел колоссальную разницу в твердости примененных материалов - от 18 до 52, причем эта разница полностью кореллировала со сроком службы (звезды были изношены).

Теоретически на износ трансмиссии больше влияет износ цепей, чем прочность кассет. Цепочки можно оценивать субъективно по факту использования, но здесь много факторов условий эксплуатации - одна и та же цепка у разных ходит по разному. Можно попробовать измерить HRC. Но тут у меня сложность что и как померить.

Если есть идеи - делитесь

С вас идеи, с меня измерения. Информацию пополам. :-)
Аватара пользователя
yurik
V.I.P.
V.I.P.
 
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 23 сен 2011, 14:17
Заслуженная репутация: 5
Повысить репутацию yurikПонизить репутацию yurik

Re: Методика тестирования цепей

Сообщение Roman » 26 янв 2012, 17:18

yurik писал(а):У меня есть доступ к измерителю HRC (твердость металлов по Роквеллу).

Выборочно померяв звезды разных кассет, я увидел колоссальную разницу в твердости примененных материалов - от 18 до 52, причем эта разница полностью кореллировала со сроком службы (звезды были изношены).

Теоретически на износ трансмиссии больше влияет износ цепей, чем прочность кассет. Цепочки можно оценивать субъективно по факту использования, но здесь много факторов условий эксплуатации - одна и та же цепка у разных ходит по разному. Можно попробовать измерить HRC. Но тут у меня сложность что и как померить.

Если есть идеи - делитесь

С вас идеи, с меня измерения. Информацию пополам. :-)

Вроде методика тестирования цепей требует наличие разрывной машины, причем тут непосредственно HRC измеритель непонятно.
Аватара пользователя
Roman
100
100
 
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 29 дек 2010, 23:18
Откуда: Донецкая область
Заслуженная репутация: 0
Повысить репутацию RomanПонизить репутацию Roman

Re: Методика тестирования цепей

Сообщение rom » 26 янв 2012, 17:37

По-моєму треба тестувати піни (штирі) і внутрішні щічки .
Последний раз редактировалось rom 26 янв 2012, 20:57, всего редактировалось 1 раз.
rom
1000+
1000+
 
Сообщения: 1094
Зарегистрирован: 02 ноя 2010, 21:58
Заслуженная репутация: 67
Повысить репутацию romПонизить репутацию rom

Re: Методика тестирования цепей

Сообщение yurik » 26 янв 2012, 20:18

Roman писал(а):Вроде методика тестирования цепей требует наличие разрывной машины, причем тут непосредственно HRC измеритель непонятно.

Тестировать цепи я собираюсь не для ОТК для отбраковки, а на предмет долговечности и планового неаварийного износа рабочих поверхностей.

Растяжение цепи при нормальной работе происходит за счет выработки в пинах. Выработка в пинах при прочих равных зависит только от твердости материала (модуля пластической деформации) и коефициента трения. Коефициент трения у сталей примерно одинаковый, а твердость может отличаться на порядок.

Поэтому расчетный ресурс цепи на практике зависит только от HRC пина.

Изображение

Если по советскому ГОСТ для звездочек рекомендованный HRC 35 (1100 МПа), то на практике измеренные мной современные кассеты имели от 700 до 1800 МПа, что сильно сказывалось на их ресурсе.
Аватара пользователя
yurik
V.I.P.
V.I.P.
 
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 23 сен 2011, 14:17
Заслуженная репутация: 5
Повысить репутацию yurikПонизить репутацию yurik

Re: Методика тестирования цепей

Сообщение Roman » 26 янв 2012, 21:15

При изготовлении звезд кассет порядочными производителями применяется поверхностное закаливание. Долговечность зависит от кучи факторов: метод, глубина цементирования, применяемые химреактивы. HRC после износа и до потому и отличаются очень сильно. А как проверить метод и глубину поверхностного закаливания?
Аватара пользователя
Roman
100
100
 
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 29 дек 2010, 23:18
Откуда: Донецкая область
Заслуженная репутация: 0
Повысить репутацию RomanПонизить репутацию Roman

Re: Методика тестирования цепей

Сообщение yurik » 27 янв 2012, 12:29

Roman писал(а):HRC после износа и до потому и отличаются очень сильно

Я мерял то что до износа, т.к. мерял сбоку а не в месте соприкосновения зуба

А как проверить метод и глубину поверхностного закаливания?

Я ограничился только измерением твердости поверхности. Информация может и неполная, но огромная разница в твердости поверхности реальных кассет я думаю с лихвой перекроет метод и глубину.
Особенно фееричны китайские нонеймы кассеты - от укола иглы лунка как в пластилине, ниже предела измерений прибора (<= 18HRC).
Аватара пользователя
yurik
V.I.P.
V.I.P.
 
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 23 сен 2011, 14:17
Заслуженная репутация: 5
Повысить репутацию yurikПонизить репутацию yurik

Re: Методика тестирования цепей

Сообщение knakis » 27 янв 2012, 18:20

В среднем цепь проходит около 6000 км.
Можно и больше,но тогда уже надо будет менять и кассету.
Профи после 3000 км меняют цепь в независимости от износа.Может где-то и ошибаюсь.поправьте. :-):
Аватара пользователя
knakis
100
100
 
Сообщения: 559
Зарегистрирован: 18 май 2010, 15:30
Откуда: Киев
Заслуженная репутация: 0
Повысить репутацию knakisПонизить репутацию knakis

Re: Методика тестирования цепей

Сообщение yurik » 27 янв 2012, 20:28

knakis писал(а):В среднем цепь проходит около 6000 км.
Можно и больше,но тогда уже надо будет менять и кассету.
Профи после 3000 км меняют цепь в независимости от износа.Может где-то и ошибаюсь.поправьте. :-):

В этой теме нас не интересует стратегия замены цепи профиками и не интересует средняя температура по больнице.

Меня интересует разница между цепью А, Б и В, чтобы знать какую купить.

Насчет цепей которые меняют профики - один известный спортсмен нам в велошколу передал вязку цепей Duraace из итальянской команды. То на них ещё по 15 000 км наезжают тут.
Аватара пользователя
yurik
V.I.P.
V.I.P.
 
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 23 сен 2011, 14:17
Заслуженная репутация: 5
Повысить репутацию yurikПонизить репутацию yurik

Re: Методика тестирования цепей

Сообщение NickCV » 28 янв 2012, 09:18

knakis писал(а):В среднем цепь проходит около 6000 км.
Можно и больше,но тогда уже надо будет менять и кассету.
Профи после 3000 км меняют цепь в независимости от износа.Может где-то и ошибаюсь.поправьте. :-):


да , это правда , обычно цепь ставят перед гонкой , перед серьезной гонкой . При малейшем сомнении или жалобе от гонца механик меняет ее моментально и без обсуждений . В прошлом году наш земляк , работающий механиком в "Катюше" на 122 велосипеда имел 1000 цепей , в конце сезона осталось около 70 штук неиспользованных
Аватара пользователя
NickCV
Администратор
 
Сообщения: 1215
Зарегистрирован: 05 ноя 2009, 10:50
Заслуженная репутация: 18
Повысить репутацию NickCVПонизить репутацию NickCV

Re: Методика тестирования цепей

Сообщение NickCV » 28 янв 2012, 09:36

yurik писал(а):
knakis писал(а):В среднем цепь проходит около 6000 км.
Можно и больше,но тогда уже надо будет менять и кассету.
Профи после 3000 км меняют цепь в независимости от износа.Может где-то и ошибаюсь.поправьте. :-):

В этой теме нас не интересует стратегия замены цепи профиками и не интересует средняя температура по больнице.

Меня интересует разница между цепью А, Б и В, чтобы знать какую купить.

Насчет цепей которые меняют профики - один известный спортсмен нам в велошколу передал вязку цепей Duraace из итальянской команды. То на них ещё по 15 000 км наезжают тут.


Юра , я тоже и довольно много общаюсь как с гонцами , так и с механиками , с механиками даже дружу можно сказать . Один из них работает механиком в Катюше , второй в Lampre , они же и механики по совместительству в сборной Украины уже много лет , думаю вы знаете о ком я говорю . Так вот по их словам и опыту , я кстати уже писал пару раз о этом - гонцам легким ставят например RECORD , а финишерам например цепи VELOCE , они несколько тяжелее но крепче , на гонки типа Париж-Рубе , ставят только CHORUS и т.д. . Кассеты ставят например Record или Chorus , а не Super Record , это все расходники и их действительно меняют через 3000 км , в том числе кассеты , поэтому команды , даже при бюджетах в миллионы евро не выкидывают деньги просто так .
Например я хоть и катаюсь на S.Record , но кассета и цепи у меня Chorus , a не Record и тем более S.Record :mi_ga_et: . Даже теперь купив себе новую группу Di2 , я не вижу смысла ставить кассету и цепи dura ace , тем более что систему я поставлю FSA , она мне просто нравятся

в общем мое мнение , можно ездить на том , что любишь и все ,, ну и рассчитывая практичность , беря во внимание конечно временной фактор жизни этого железа . Современные технологии и качество материалов не дают преимущества перед силой тренированного гонщика все равно
Аватара пользователя
NickCV
Администратор
 
Сообщения: 1215
Зарегистрирован: 05 ноя 2009, 10:50
Заслуженная репутация: 18
Повысить репутацию NickCVПонизить репутацию NickCV

Re: Методика тестирования цепей

Сообщение yurik » 28 янв 2012, 10:57

NickCV мое исследование совсем не для небожителей, оно будет абсолютно неинтересно ни механикам контитентальных команд, ни простым владельцем Di2. Это исследование для провинциальных мальчишек, у которых нету спонсора, но есть желание ездить покатушки.
И по факту даже больше касается МТБ-шников, т.к. у нас по факту на 1 шоссер приходится 10 МТБ

И в основном это не дилемма Ultegra VS Duraace, Chorus vs Record. В ресурсе любых из этих перечисленных никто не сомневается.
Люди берут и ездят бюджетные и альтернативные компоненты, в качестве которых у меня раньше были субъективные сомнения, теперь (после замера кассет) объективные.
Аватара пользователя
yurik
V.I.P.
V.I.P.
 
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 23 сен 2011, 14:17
Заслуженная репутация: 5
Повысить репутацию yurikПонизить репутацию yurik

Re: Методика тестирования цепей

Сообщение NickCV » 28 янв 2012, 12:35

все правильно и я за то же . Повторюсь , я с удовольствием катаюсь на CHORUS или на Ultegra , применительно именно к кассетам или цепям и не вижу смысла платить в 2-2.5 раза дороже , за то что нужно менять в обязательном порядке через 5-6 месяцев , моторессурс у этих частей одинаков с более высокими ценовыми предложениями , тем более что так же и поступают команды с многомиллионными бюджетами

всем нам удачи
Аватара пользователя
NickCV
Администратор
 
Сообщения: 1215
Зарегистрирован: 05 ноя 2009, 10:50
Заслуженная репутация: 18
Повысить репутацию NickCVПонизить репутацию NickCV

Re: Методика тестирования цепей

Сообщение yurik » 08 фев 2012, 17:27

NickCV писал(а):моторессурс у этих частей одинаков с более высокими ценовыми предложениями

Есть более противоположное, и к тому же достаточно массовое мнение - что у бюджетных компонентов ресурс "обычный/нормальный", а у высоких компонентов за счет жертвы ресурсом добиваются уменьшения веса.

Ещё до тестирования у меня была гипотеза, что нормальное оборудование существенно качественнее дешевого, и даже с учетом более высокой цены, оно более выгодно по затратах.

Вот результаты:
HRC = 16 Miche Campy 9sp
HRC = 18 Shimano Tourney
HRC = 20 "China Alivio"
HRC = 20 Shimano Altus HG30
HRC = 20 Sunrace MX Driven
HRC = 32 Shimano Alivio
HRC = 35 Ukraina HVZ 1980
HRC = 35 Campagnolo Mirage New Cr
HRC = 40 Sunrace M63
HRC = 42 SRAM 950
HRC = 48 Shimano 105
HRC = 50 Campagnolo Athena Old NiCr
HRC = 59 FireEye Single-speed Cr 16T

Если кто желает прислать мне свою звезду на тест - welcome.
Аватара пользователя
yurik
V.I.P.
V.I.P.
 
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 23 сен 2011, 14:17
Заслуженная репутация: 5
Повысить репутацию yurikПонизить репутацию yurik

Re: Методика тестирования цепей

Сообщение beluga-speed » 08 фев 2012, 22:00

У вас прибор меряет по отскоку шарика или вдавливанием шарика/конуса?
beluga-speed
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 25 дек 2011, 21:03
Заслуженная репутация: 0
Повысить репутацию beluga-speedПонизить репутацию beluga-speed

Re: Методика тестирования цепей

Сообщение yurik » 08 фев 2012, 22:26

beluga-speed писал(а):У вас прибор меряет по отскоку шарика или вдавливанием шарика/конуса?

Ударное вдавливание индентора (алмазной конусной иглы с углом при вершине 120° и радиусом скругления вершины 0,2 мм). Типа такого:
Изображение
Методика тут
Аватара пользователя
yurik
V.I.P.
V.I.P.
 
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 23 сен 2011, 14:17
Заслуженная репутация: 5
Повысить репутацию yurikПонизить репутацию yurik

Re: Методика тестирования цепей

Сообщение beluga-speed » 08 фев 2012, 22:45

Хороший прибор, однако :co_ol: .
Теперь для полноты эксперимента необходимо составить табличку корреляции твердости звезд с их пробегом до износа.
Вторая часть эксперимента - это измерение твердости пинов. Причем, для каждого пина нужно сделать два замера: один на цементированной поверхности, а второй на поверхности очищенной от цементации (желательно снять около 1 мм).
beluga-speed
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 25 дек 2011, 21:03
Заслуженная репутация: 0
Повысить репутацию beluga-speedПонизить репутацию beluga-speed

Re: Методика тестирования цепей

Сообщение yurik » 08 фев 2012, 23:40

beluga-speed писал(а):Теперь для полноты эксперимента необходимо составить табличку корреляции твердости звезд с их пробегом до износа.

Абсолютный износ зависит не столько от кассеты, сколько от методики её эксплуатации. Одну и ту же кассету можно сносить и за 500 и за 15 000 км.

Строго математически говорить о износе кассеты в километрах некоректно. В километрах изнашивается цепь, а кассета изнашивается в цепях. **
Чем более прочный материал кассеты, тем больше цепей она может пережить в круговой замене цепей.
Сколь угодно прочная кассета сколь угодно быстро износится на растянутой цепи.

Т.е. если например у вас есть "плохая" кассета которая переживает 3 цепи по 2000 км общего пробега (итого 6000 км), т.е. каждая цепь изнашивалась после 2000 км, то если вы замените на втрое более прочную кассету, те же самые цепи так же растянутся за 6000 км. Сколь бы угодно прочная не была кассета - её "растяжение" в точности будет соответствовать растяжению цепи ***. Кассета всегда находится в равновесной синхронной притертости к текущему состоянию цепи. Упрочнением звезд износ пинов цепи приостановить невозможно.
Но упрочнение кассеты позволяет сменить больше цепей за срок её жизни. Если "плохая" кассета могла пережить 3 цепи, то более прочная переживет 5 этих же цепей и даст 10 000 км пробега на том же типе цепей.

beluga-speed писал(а):Вторая часть эксперимента - это измерение твердости пинов. Причем, для каждого пина нужно сделать два замера: один на цементированной поверхности, а второй на поверхности очищенной от цементации (желательно снять около 1 мм).

Жду методику. Как только кто-то предложит методику измерения пина (это единственная причина зачем я создал тему) сразу пойду мерить.


** это происходит потому что всё натяжение цепи передается полностью на каждый линк цепи, т.е. если натяжение цепи 30 кг, то на каждую пару пинов давление составляет 30 кг. В то же время давление роликов на звезду делится между многими нагруженными зубами (которых тем больше чем больше диаметр звезды). Плюс звезд в кассете много, а цепь одна. Поэтому примерно статистически подмечено что хорошая кассета в среднем переживает 3 хороших цепи.

*** как только цепь растягивается тут же нагрузка начинает передаваться на первый зуб звезды, а последующие зубы недогружены. Это усилие начинает поднимать цепь по зубу (трение под усилием) пока цепь не уравняется с другими зубами. Но в любом случае первый зуб более нагружен и износ кассеты резко ускоряется и нормализуется только когда кассета "притрется" к изношенной цепи.
Аватара пользователя
yurik
V.I.P.
V.I.P.
 
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 23 сен 2011, 14:17
Заслуженная репутация: 5
Повысить репутацию yurikПонизить репутацию yurik

Re: Методика тестирования цепей

Сообщение BigRacer » 09 фев 2012, 01:07

yurik писал(а):Сколь бы угодно прочная не была кассета - её "растяжение" в точности будет соответствовать растяжению цепи ***.

Цепь да, растягивается (увеличивается её шаг вследствие износа пинов и рабочей поверхности внутреннего звена), но "растяжение" (т.е. по сути - увеличение шага) звездочки невозможно, т.к. делительный диаметр звездочки и количество зубьев остается одинаковым.
yurik писал(а):*** как только цепь растягивается тут же нагрузка начинает передаваться на первый зуб звезды, а последующие зубы недогружены. Это усилие начинает поднимать цепь по зубу (трение под усилием) пока цепь не уравняется с другими зубами. Но в любом случае первый зуб более нагружен и износ кассеты резко ускоряется и нормализуется только когда кассета "притрется" к изношенной цепи.

Когда я был маленьким и учил в инс-те "Детали машин", то нам рассказывали, что на самом деле в цепной передаче нагрузка на зубья звездочки всегда распределяется именно таким образом (на первый - самая большая, дальше - меньше, в средине - вообще нагрузки практически нет, в конце - обратная нагрузка от провисания "нерабочей" ветки цепи) и никак иначе.
Аватара пользователя
BigRacer
100
100
 
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 17 апр 2011, 21:32
Заслуженная репутация: 0
Повысить репутацию BigRacerПонизить репутацию BigRacer


Вернуться в Техничка

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

  • Наши партнёры