Тур Фландрии (нидерл. Ronde van Vlaanderen) — ежегодная весенняя классическая однодневная велогонка проходящая во Фламандском регионе Бельгии, за одну неделю до Париж — Рубе. Впервые гонка была проведена в 1913 году, её победителем стал бельгийский велогонщик Поль Деман. Тур Фландрии входит в состав пяти так называемых Монументов велоспорта — наиболее известных, престижных и почитаемых классических гонок в велосипедном календаре, с 2005 года входит в состав UCI ProTour, с 2009 года включён в мировой календарь UCI.
31 марта Тур Фландрии стартует в 97-й раз и отмечает 100-летие с момента основания. За век гонка вошла в жизнь нескольких поколений любителей велоспорта. В самом начале существования она воспринималась как «личная гонка» жителей Фландрии, и лишь после Второй мировой войны приобрела статус интернациональной. Но болельщики всё равно не переставали считать Тур Фландрии только «своим», а гонщики не часто давали иностранцам возможность праздновать победу.
Валлонский писатель Поль Бевинг назвал Тур Фландрии «частью наследия фламандцев, такой же, как знаменитые Покаянные процессии в Верне и Брюгге, или Праздник кошек (Kattenstoet) в Ипре». Статистика подтверждает – бельгийцы доминируют на Туре Фландрии, они побеждали на 68 выпусках гонки из 96.
За всё время существования Тур Фландрии не проводился лишь 4 раза, с 1915 по 1918, в годы Первой мировой войны. Гонка никогда не отменялась из-за плохой погоды. Правда, в 1985 именно погода стала решающим фактором, и тот выпуск Тура Фландрии причислен к эпическим. Было настолько холодно, и шёл такой сильный дождь, что до финиша из 173 стартовавших добрались только 24 гонщика.
Начало апреля имеет для любителей велоспорта особое значение – в этом месяце проходят самые престижные и наиболее любимые болельщиками брусчатые северные классики. Весенний сезон подходит к своей кульминации, и первой гонкой апреля, которую с нетерпением ожидают как зрители, так и спортсмены, является Тур Фландрии, вторая гонка-монумент.
101 год прошёл с момента основания этого грандиозного спортивного события, которое за годы существования давно перешагнуло границы Фландрии и захватило сердца велогонщиков и болельщиков всего мира. В этом году нас ожидает 98-й выпуск Тура Фландрии.
Третий год подряд судьбу гонки будет решать связка подъёмов Oude Kwaremont и Paterberg. Как не протестовали болельщики, организаторы не вернули подъёмы Muur van Geraardsbergen и Bosberg, которые на протяжении 38 лет гонки создавали неповторимую атмосферу Тура Фландрии.
Эксперименты с количеством подъёмов «хеллингенов», число которых варьируется от 15 до 18, последовательностью их расположения и количеством прохождений продолжаются. В этом году гонщиков ждёт 259,8 км дистанции с 17 подъёмами. В прошлом году Патерберг проходился гонщиками трижды, в этом году - дважды, а вот Кваремонт придётся проехать три раза. В отличие от прошлых выпусков, на этот раз Коппенберг – 600-метровый, вымощенный брусчаткой подъём с максимальным градиентом в 22% будет находиться на дистанции перед последним, третьим прохождением Кваремонта и вторым прохождением Патерберга за 44,6 км до финиша, а не за 64 км, как это было в 2013.
Финальная часть с Кваремонтом и Патербергом остаётся без изменений – последнее прохождение двух решающих подъёмов за 16,7 и за 13,3 км до финиша, после чего гонщики должны проехать равнинный участок.
Подъёмы и участки брусчатки Тура Фландрии-2014:
1. Oude Kwaremont (1-е прохождение) - на 109,3 км / за 150,5 км до финиша, 2200 м протяжённость, градиент средний - 4,0%, максимальный - 11,6%, брусчатка 1500 м
2. Kortekeer- на 119,5 км/ за 140,3 км средний градиент 6,4%, максимальный – 17,1%, протяжённость 1000 м
3. Eikenberg на 127,1км /за 132,7 км, протяжённость 1200 м, средний- 5,2% максимальный - 10,0% брусчатка 1200 м
4. Wolvenberg на 130,1км /за 129,7 км , протяжённость 645 м, средний 7,9%, максимальный 17,3%
5. Molenberg – на 142,9 км /за 116,9км, протяжённость 463 м, средний - 7,0%, максимальный - 14,2%,брусчатка 300 м
6. Leberg - на 163,3 /за 96,5 км, протяжённость 950 м, средний - 4,2%, максимальный - 13,8%
7. Valkenberg- на 171,3 км /за 88,5 км, протяжённость 540 м, средний - 8,1%, максимальный - 12,8%
8. Kaperij – на 181,9 км /за 77,9 км, протяжённость 1000 м, средний - 5,5%, максимальный - 9,0%
9. Kanarieberg– на 189,3 км /за 70,5 км, протяжённость 1000 м, средний - 7,7% , максимальный - 14,0%
10. Oude Kwaremont (2-е прохождение) - на 205,2 км/ за 54,6 км, протяжённость 2200м, средний 4,0%, максимальный 11,6%, брусчатка 1500 м
11. Paterberg (1-е прохождение) – на 208,6 км /за 51,2 км, протяжённость 360 м, средний 12,9%, максимальный - 20,3%, брусчатка - 360 м
12. Koppenberg - на 215,2 км /за 44,6 км , протяжённость 600 м, средний 11,6%, максимальный 22,0%, брусчатка 600 м
13. Steenbeekdries- на 220,6км /за 39,2км , протяжённость 700 м, средний 5,3%, максимальный 6,7%
14. Taaienberg - на 223 км /за 36,8 км, протяжённость 530 м, средний 6,6%, максимальный 15,8%, брусчатка 500 м
15. Kruisberg/Hotond - на 233,3 км/ за 26,5 км, протяжённость 2500 м, средний 5,0%, максимальный 9,0%, брусчатка 450 м
16. Oude Kwaremont (3-е прохождение) - на 243,1км /за 16,7 км, протяжённость 2200 м, средний 4,0%, максимальный 11,6%, брусчатка 1500 м
17. Paterberg (2-е прохождение) – на 246,5 км /за 13,3 км, протяжённость 360 м, средний 12,9%, максимальный 20,3%,брусчатка 360 м
Главными претендентами на победу в Туре Фландрии можно назвать трёх гонщиков – двукратного победителя гонки Фабиана Канчеллару (Trek Factory Racing), который будет защищать свой титул, Петера Сагана (Cannondale), занявшего в прошлом году на Туре Фландрии 2-е место, а также трёхкратного победителя гонки Тома Боонена (Omega Pharma - Quick-Step), который в последний раз побеждал на Туре Фландрии в 2012 году.
Канчеллара, Боонен и Саган подходят к Туру Фландрии с разным количеством побед в этом сезоне. Если в прошлом году Фабиан Канчеллара к старту Тура Фландрии взял одну победу – на E3 Harelbeke, и был на подиуме Милан-Сан-Ремо-2013, то в этом году у швейцарского гонщика побед пока нет, есть 2-е место на Милан-Сан-Ремо.
Том Боонен, переживший личную драму, а также неудачно упавший на E3 Harelbeke, взял в этом сезоне две победы на Туре Катара и одну победу в классике Kuurne–Brussels–Kuurne.
Петер Саган превосходит своих соперников по количеству побед в этом сезоне – у него четыре первых места, в том числе победа на классике E3 Harelbeke, а также подиум на Страде Бьянке и Гент-Вевельгем.
Конечно, не надо забывать, что как и любая классика, Тур Фландрии – гонка непредсказуемая, и многие гонщики будут пробовать взять победу на одной из старейших классик. Это и Лука Паолини и Александр Кристофф («Катюша»), Зденек Штыбар, Ники Терпстра и Стийн Ванденберг (Omega Pharma - Quick-Step), Юрген Руландтс и Тони Галлопен (Lotto-Belisol), Сеп Ванмарке (Belkin), Грег Ван Авермат (BMC), Джон Дегенкольб (Giant-Shimano), Эдвальд Боассон Хаген и Герант Томас (Sky), Сильвен Шаванель (IAM-Cycling) и многие другие.